Документальное кино должно цеплять

В Малом зале Дома кино 11 декабря в 19.00 были показаны две документальные картины о Великой Отечественной войне. О тех, кто не должен был, казалось бы, соприкасаться с войной, но, тем не менее, она в их жизни случилась, и пот некоторым прокатилась таким катком, что до сих пор не дает спокойно спать ночами…

В фильме «Тоньше жизни нити не бывает» режиссер Елена Дворецкая предлагает нам истории людей, эвакуированных в детстве из блокадного Ленинграда. Режиссер тонко плетет нити судеб своих героев, оказавшихся в разных городах, но помнящих родной город на Неве. Очевидцев тех событий остается все меньше и их воспоминания – бесценная живая память о мужестве и человечности. По словам авторов, это рассказ о том, как голодных сирот воспитывали всем миром, о том, как тонка нить жизни человеческой и о том, что беды и страдания кого-то закаляют, открывая в душе доброе и светлое, а кого-то низвергают в пучину отчаяния. Одни становятся героями, другие – злодеями и мерзавцами. Так устроен мир…

По словам киноведа Алексея Беззубикова, название второй работы этого вечера «Война. Женский род» имеет как бы два смысла. С одной стороны, лента рассказывает о девушках, воевавших на фронтах Великой Отечественной. С другой – демонстрирует портреты наших современниц, сохраняющих память о той далекой войне. В кадре появляются девушки из поисковых команд, сотрудницы музеев и архивов, связанных с Великой Отечественной. Таким образом, в этом фильме женщины современные как бы вступают в диалог с женщинами из того поколения, на долю которого выпал тяжкий крест, и которое спасло нашу Родину от фашизма». 

Режиссер картины Екатерина Толдонова отметила, что о женщинах на войне снимается мало фильмов. «Последняя заметная работа на эту тему «У войны не женское лицо» вышла аж 45 лет назад. Во время работы над картиной меня поразило, насколько ухоженными выглядели девушки на фронте на архивных фото – они пытались предстать перед камерой во всей своей женской красе, зная, что их дни могут в любой момент прерваться». Екатерина также отдала дань памяти всем угнанным в Германию женщинам, пережившим насилие, – даже в самом юном возрасте. Многое из них, кто вернулся впоследствии домой, «никогда не говорили об этом, старались забыть, но такое не забывается». 

Когда проникнешься происходящим на экране, начинаешь понимать, насколько интересны свидетельства детей и внуков участников событий, их рассказы о родных и близких, которые пронизаны неравнодушием к судьбам бабушек и прабабушек. Интересна каждая деталь, каждый документальный кадр, найденный в киноархивах. Смотришь на этих героических женщин и понимаешь: то, что мы называем подвигом, для них было повседневностью, будь то работа на заводе, или участие в боях по освобождению Ленинграда во время блокады. Десятки судеб девушек и женщин, многие из которых были тяжело ранены, но дошли до Победы, а затем прожили долгую жизнь.
«Режиссер должен чувствовать время, – считает Екатерина Толдонова. – Нельзя делать фильм, как в семидесятые, восьмидесятые, девяностые годы. Поменялись герои, вкусы. Зрителю надо сказать что-то такое, чтобы он, выйдя из зала, задумался над тем, что говорит режиссер. Просто фиксация жизни не может тронуть. Настоящий фильм – это высказывание. Надо зацепить зрителя. Отечественное документальное кино должно пробуждать интерес к родной стране у молодежи, стимулировать изучение ее истории и культуры».
И эта картина такой интерес пробуждает. Оно действительно цепляет зрителя с первых кадров и не отпускает до конца.