Фильмы о военной Москве, семейных отношениях и людских судьбах показали в воскресенье на «Сталкере»

12 декабря на кинофестивале «Сталкер» состоялась московская премьера нового игрового фильма Веры Сторожевой «Мария. Спасти Москву».
Героиня фильма – младший лейтенант Мария Петрова. В ее судьбе, как в зеркале, отразилась судьба страны: дочь священника, она отреклась от отца и от веры. Но именно ей выпадает задание доставить в страшные дни защиты Москвы чудотворную икону, находящуюся за линией фронта на оккупированной территории. По легенде, именно эта святыня должна спасти столицу. Пройдя через страшные испытания, несмотря на гибель всех бойцов своего отряда и потерю любимого человека, Мария обретет надежду на будущую жизнь. Фильм базируется на известной легенде, что столицу от фашистов спасла чудотворная икона Богородицы и старица Матрона Московская, с которой беседовал Сталин. Скептики говорят, что это выдумка, но – в каждой сказке есть доля истины, как известно, и тот факт, что, дойдя до какого-то места, вражеские войска вдруг остановились, словно их не пустила какая-то сила, известен… О фильме много спорят, еще больше пишут и негодуют, но это намного лучше, чем, если бы выход картины обошли молчанием. Каждый вправе составить свое мнение как о фильме, так и о притче, на которой он базируется, но смотреть, безусловно, стоит.
Еще один игровой фильм этого дня – «Распутье» (режиссер Георгий Лялин), по статистике онлайн-платформ – один из самых ожидаемых зрителями.
Артему Чагину, одному из бесчисленных «покорителей» Москвы, приходит весть о смерти отца давно бросившего их с матерью. Желая решить личные проблемы за счет продажи имущества отца, он отправляется на малую родину в родной город Советск для осуществления этого плана. Однако там он натыкается на новую семью отца – жену и сына узбекского происхождения, за которой стоит сильная диаспора. Пытаясь решить возникшую проблему, он призывает на борьбу с диаспорой местных бандитов. Конфликт нарастает как снежный ком, перерастая в жестокое противостояние, и в центре всего этого оказывается Артем, потерявший контроль над происходящим, и несчастная вдова, которая просто хочет похоронить мужа. Им предстоит осознать родство, обрести понимание и объединиться, чтобы вместе пройти последний путь.
Дебют Георгия Лялина получил восторженные отзывы от критиков, которые называли проект «...крутым истерном про путешествие к сердцу тьмы» и описывали как «...сюрприз, который может здорово изменить ландшафт российского кино». С этим нельзя не согласиться, во всяком случае, зрители «Сталкера» аплодировали авторам и героям по окончанию просмотра.
Зрители также увидели документальную ленту «Александр Аскольдов. Жизнь и судьба» Игоря Калядина – о знаменитом опальном режиссере и его фильме «Комиссар», который многие исследователи сравнивали с легендарным «Броненосцем Потемкиным», и который подвергался оголтелой травле несколько десятилетий.
Аскольдов многие годы повторял одно и то же: «Вы знаете, что я не убил, не украл, не изнасиловал. Я снял картину «Комиссар» о великом пролетарском интернационализме. Я снимал ее в 60-е годы, когда все знали и о ксенофобии, и об антисемитизме, но про это нельзя было говорить. Моя картина очень толерантна. Она никого не обижает, никому не выносит приговор. Она лишь призывает к размышлению. Эту картину снять было невозможно. Какие евреи, какие комиссары, какая жестокая Гражданская война! А ведь мы пришли к этой братоубийственной войне. Она же фактически идет. Страну раздирали и раздирают национальные и межрелигиозные противоречия. Мы должны задуматься. Я глубоко убежден, что моя картина выйдет на экран и принесет огромную пользу людям. И пока это не произойдет, я буду считать свою миссию в жизни не выполненной».

Программа документального конкурса прошла и в Малом зале. Фильм «Последний адмирал Советского Союза» (режиссер Геннадий Каюмов) о легендарном адмирале Касатонове, благодаря которому был сохранен Черноморский флот в составе Вооруженных сил Российской Федерации. Кавалер многих орденов, автор ряда книг. Наследник благородного рода: дед – полный Георгиевский кавалер, отец – адмирал флота. И.В. Касатонов стал последним, кому звание адмирала и командующего флотом присвоил Президент СССР.
Картина «Голос нивхов» Александра Зарчикова – о сахалинском и нивхском писателе Владимире Санги. «И один в поле воин» Альберта Самойлова – о коренном малочисленном народе Дальнего Востока – айнах, который с незапамятных времен жил на Японских островах, острове Сахалине, Курильских островах и юге полуострова Камчатка
«Мой Набоков» Марины Труш и Владимира Самородова – о знаменитом писателе. Кто в Санкт-Петербурге и Праге, Москве и Женеве, Париже и Монтре говорит о Владимире Набокове – «мой»? Конечно же, любящие и сохраняющие память о нем родственники, почитатели, исследователи. А кто он для других? Знаменитый литератор, автор американской «Лолиты» или русский беженец, таинственный изгнанник, чьи жизненные обстоятельства и преодоления выстраивались в узоры изысканного творчества и исключительной писательской судьбы? Как узнать его лучше, как разгадать коды набоковских образов? Быть может, ключ в его стихах...
«Обнаженность» Олеси Фокиной завершила программу этого дня. Героями фильма стали молодые люди, которые вопреки распространенному мнению о молодежи отрекаются от корысти и себялюбия в поисках смыслов, стремятся к самоограничению, к защите человечности и любви, – студенты, рабочие, артисты, спортсмены, военные, эколог. «Без любви жизнь бессмысленна» – основной тезис фильма. Герои фильма ранимы, уязвимы, как все молодое, живое, гибкое, набирающее силы. Они готовы рвать связи, преступать пределы, отправляться в дорогу. Они совершают ошибки, за которые сами же и расплачиваются. Каждый из них несет заряд своего времени.