Иллюзорность мечты

Свой фильм «Микулай» представил зрителям, пришедшим на просмотры «Сталкера» 12 декабря в Большом зале режиссер монтажа Олег Гончаренко.
Он был очень немногословен, потому собравшимся пришлось судить о картине, исходя из собственных впечатлений. Судя по аплодисментам зала, лента зрителю понравилась.
В татарской деревеньке живет неунывающий мужичок Микулай. Односельчане его вроде как уважают. Беременная жена вроде как любит. Все, в общем, неплохо у него. А однажды в эти края забредает небритый незнакомец и заявляет, что Микулай его отец. Правда, в этно-триллере Ильшата Рахимбая реальность и галлюцинации сплошь и рядом переплеаются, поди отличи одно от другого.

Казалось бы, нелинейный нарратив, причудливый визуал и расслоение привычной картины мира «Микулаю» должны идти на пользу. Снимали его в деревне Толкияз Пестречинского района, где проживает исчезающий народ кряшенов, поэтому местный колорит с костюмами, обрядами, настенными росписями на экран по полной программе перекочевал. То есть как этнографический проект «Микулай» явно удался. Но с кинематографической точки зрения все сложнее.

Вообще фильм основан на одноименной пьесе Мансура Гилязова, которая в процессе работы над лентой изрядно трансформировалась. В том числе – после мозгового штурма, который Рахимбай устроил на пару с Тимуром Бекмамбетовым. И, видимо, обросла массой деталей и прибамбасов, хотя не все из них одинаково нужны. Когда главный твист «Микулая» считывается довольно быстро, картина по-прежнему пленит магнетическим перфомансом великого артиста Сухорукова, но отчаянно путается в показаниях, сбивчиво перескакивает с одного на другое и в итоге превращается в престранную экранизацию реплики «Я вижу мертвых людей».

Мертвые люди и  живые куклы, свадебные застолья и могильные кресты, – все это можно увидеть в фильме «Микулай». Психологический этнотриллер о кряшенском вожде-безумце – первый громкий кейс регионального кино и первый фильм молодого режиссера из Татарстана общероссийского масштаба. В монументальной эпической картине, превращающей национальное в общемировое, звезды отечественного кинематографа рассказывают об иллюзорности мечты.