На «Сталкере» показали «Совесть» и фильм о детях ГУЛАГа

Картина «Совесть» Алексея Козлова, показанная 13 декабря на «Сталкере», была отмечена на 24-м Шанхайском МКФ тремя «Золотыми кубками» – «за выдающиеся художественные достижения», лучший сценарий и лучшую операторскую работу.
Фильм основан на реальных событиях: в ночь на 11 ноября 1922 года в петербургских Крестах был совершен массовый побег во главе с бывшим сотрудником ЧК Ленькой Пантелеевым, организовавшим банду налетчиков. Это был первый такого рода случай в истории следственного изолятора. Этим персонажем наши кинематографисты интересовались и прежде. Пантелеев появился в одной из серий хита 1970-х «Рожденная революцией» Григория Кохана, в 2006-м вышел многосерийный телефильм «Жизнь и смерть Леньки Пантелеева» Эрнеста Ясана, где главную роль исполнил Алексей Барабаш. Налетчик стал героем литературных произведений, песен, поэмы и даже мюзикла. В «Совести» Леньку Пантелеева сыграл Александр Кононец, знакомый зрителям по «Знахарю» и «Шторму». Но главным героем картины стал следователь Борис Аркадьевич Летуш. Его роль сыграл Владислав Комаров, как пишут критики, «актер с выразительным графичным лицом и отрицательным обаянием». Совсем недавно его можно было видеть в фильме «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского.
События происходят в 20-е годы в Петрограде. Конфликт с системой, игнорирующей право, приводит героя к необходимости самому нарушить закон, вступив в противоречие с собственной совестью. В финальных титрах сообщается: «Совесть была основой всех поступков русского интеллигента, и прекрасных, и тех, которые могут показаться слабыми».
Метания русского интеллигента вызвали интерес у зрителей, отвыкших от черно-белого кино и философских размышлений, и, тем не менее, наградивших картину аплодисментами.
Документальный фильм «30 000 ударов» режиссера Дмитрия Олейника о беспрецедентном подвиге Рустама Набиева – первого человека в истории альпинизма, дерзнувший совершить невозможное – восхождение на вершину Эльбруса на одних руках никого не оставил равнодушным. Это картина о реализованной мечте взойти на Эльбрус и увидеть красоту мира, преодолев самого себя. Если твоя мечта – лишь эмоция, ты не взойдешь.. Если Эльбрус – новый рубеж в твоей жизни и осознанный выбор – дерзай! Многие зрители плакали – все очень переживали за героя. И оно того стоило.
В Белом зале прошла документальная программа.
«Московское время» Татьяны Ильиной – картина о поэтах московского андеграунда 70-х годов ХХ века, издававших неподцензурный альманах «Московское время», что сделало их диссидентами и вынудило залечь на дно или уехать из страны. По-разному сложились их судьбы – трагическая гибель Сопровского, вынужденная эмиграция Кенжеева и Цветкова, метания Гандлевского лишь укрепили их «союз» сквозь годы и расстояния. Сегодня они не только легенда Москвы, но и одни из лучших поэтов современности и в России, и за рубежом, каждый год они приезжают в Москву, чтобы встретиться снова и увидеть своих поклонников и почитателей настоящей поэзии.
«У нас такое происходит» Владимира Севриновского и Светланы Анохиной о калечащих практиках женского обрезания на Кавказе. Картина сложная, неоднозначная, на тему, о которой не принято говорить вслух. По словам продюсера фильма Оксаны Сербиновой, «в картине присутствуют живые свидетельства, кейсы женщин, которые пострадали от этой процедуры. Довольно сложно отрицать что-то, когда конкретный человек об этом рассказывает. Это была моя продюсерская позиция. Мы нашли женщин, смогли установить правильную коммуникацию с героинями провести. Это большая заслуга авторов фильма – Севриновского и Анохиной». Она же сказала очень точнеы слова об этой работе – фильм бьет в самое сердце.
«Дети ГУЛАГа» (режиссер Зака Абдрахманова) – о людях, которые всю жизнь живут в ссылке – несмотря на то, что их родители официально реабилитированы, а закон 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» гарантирует им право возвратиться на прежнее место жительства семей. Детей ГУЛАГа не так много. На всю страну осталось около 1500 жертв репрессий, ожидающих переезда. Каждый месяц эта цифра уменьшается. Героям фильма уже немало лет –  Евгении Шашевой 70, она живет в поселке Нижний Одес в республике Коми. Елизавете Михайловой 73, она живет в разъезде Золотковский под Владимиром. Алисе Мейсснер 70, она живет в поселке Рудничный в 250 километрах от Кирова, недалеко от спецпоселения Ожмегово. Эти женщины должны были родиться и жить в Москве. Они – дети москвичей, репрессированных в 30-х и 40-х годах прошлого века. Тема фильма – очень острая, и есть надежда, что помочь его героям вернуться из ссылки все-таки удастся.