Обрести смысл жизни

В Малом зале Дома кино 12 декабря продолжился показ фильмов документального конкурса. В 17.00 зрителям было представлено два фильма-портрета.

Картину «Песнь о Виктории» представила ее создатель режиссер Юлия Чернова, рассказав зрителям, что знает свою героиню с самого детства. «Фильм снимался в 2021 в республике Хакасия, и это моя личная история. Я долго работала с детьми из детских домов, и Вика была одной из них. Я впервые увидела ее в шесть лет, и тогда это был достаточно сложный ребенок, непонятно было, как сложится ее судьба. И увидев ее уже взрослой девушкой, студенткой медуниверситета, я поразилась той трансформации, которая с ней случилась. Когда она пришла в профессию и стала работать доктором, она оказалась в небольшом городке в Хакасии в зоне ковида. Я увидела, что профессия дала ей хребет. И мне действительно было очень важно показе этого ребенка как некую успешную социальную модель приспособления к жизни. У нас очень любят ребят из детдомов припечатывать какими-то штампами. А у Вики получился такой бунт против падения, бунт против привычного сценария, по которому идут детдомовские дети. И мне кажется, что Виктория очень харизматичная, сильная героиня, которая действительно идет с какой-то максимальной самоотдачей по жизни и с большой любовью делает свое дело».
И все это мы видим в фильме. Несмотря на трудное детство, на предвзятое отношение окружающих Вика не озлобилась, не отвернулась от людей, наоборот, она открыта навстречу своим пациентам, всегда готова прийти на помощь. Она рассказывает о своей жизни, когда не успевала толком есть и спать, потому что надо было все время помогать больным, как-то спокойно и обыденно, без рисовки или негатива. Ей веришь и сопереживаешь, видя стойкость характера и умение преодолевать трудности. Есть такой термин – человек, сделавший себя сам. Виктория – из таких.

Киновед Алексей Беззубиков, представляя перед показом «Песнь о Виктории» и вторую картину этого сеанса «Миша ледокол» (режиссер Дмитрий Степанов), отметил, что оба фильма – об обретении человеком смысла своей жизни. И это действительно так. Детдомовка Вика стала уважаемым врачом, а «Миша ледокол» успел отсидеть в тюрьме и едва не пошел и дальше, как говорится, «по кривой дорожке». Освободившись, он обрел семью, отучился и стал зарабатывать честным трудом. Очень тяжелым трудом. Миша работают выморозщиком судов – это такая профессия, когда судно стоит замороженное на зимней стоянке во льдах, и выморозщики судов пробивают под него тоннель, чтобы механики уже могли что-то починить, обслуживать какие-то детали корабля. «И вот этот образ человека, который, как мы знаем уже про него, пытается найти новой смысл своей жизни, пытается жить для своего ребенка, получить профессию, трудиться и мы видим, как этот человек прорубает себе путь во льдах. И это замечательный пластический образ, который отражает его внутренний мир», – считает Беззубиков, добавляя, что в картине много говорится о времени, «причем, временные промежутки там предстают совершенно разные. Это может то время, когда на реке Лене в Якутии чинят корабли, вымерзшие в воду в своеобразном сухом доке. Или время, которое попеременно главный герой и его жена сидят с ребенком, это может быть время, за которое главный герой успевает связать носки, потому что у него такое увлечение. То есть, временные отрывки разные, относятся к разным контекстам, но общая семантика времени и временных промежутков, больших и малых, в этом фильме очень четко прослеживается. И это коррелирует со сверхзадачей того героя, которого снимает автор. Поскольку у него времени осталось не так много как у молодого человека, часть своей молодости он потратил впустую, но теперь четко знает, что и к какому возрасту он хочет достичь. И конечно, здесь очень важна пластика фильма. Потом что «Миша ледокол» – это тот случай, когда окружающая среда уже отыгрывает персонажа в документальном фильме, и его внутренний мир».