Премьеры полного метра открыли конкурс в Белом зале

Конкурсная программа игровых полнометражных фильмов стартовала 10 декабря в 18.00 в Белом зале Дома кино. Зрители увидели премьеру кинолент  о людях, так или иначе поставленных перед выбором – ситуация, частая в современной жизни, и оттого еще более интересно ее кинематографическое воплощение.

Первый фильм – «Наследие» режиссера Романа Михайлова, которого киновед Алексей Беззубиков, представляя фильм, назвал одним из самых самобытных российских режиссеров. «За пару лет он выпустил пять полнометражных игровых фильмов, и сейчас готовит шестой. «Наследие» – его третья картина. Фильмы Михайлова не похожи друг на друга, тем не менее, в них можно выделить общий знаменатель: режиссер исследует человека на границе разных пространств и состояний. Сон и бодрствование, явь и наваждение, материальный мир и неподдающиеся чувственному опыту материи. Жанр «Наследия» можно обозначить как магический реализм. Причем никаких сверхъестественных явлений, которые можно увидеть или услышать, зрителю не предъявлено. При этом в мире фильма отчетливо ощущается присутствие некоего сверхъестественного, не подвластного органам чувств измерения. Именно на переходе героя между осязаемым миром и этим загадочным измерением строится сюжет картины. Фильмы Михайлова никого не оставляют равнодушным. Все кинокритики, киноведы и практикующие кинематографисты, с кем мне довелось обсуждать его ленты, либо восхищаются работами режиссера, либо выражают  недоумение. Никто не воспринял их ровно и безэмоционально. Михайлова иногда называют вторым Дэвидом Линчем. Я же предпочитаю называть его первым Романом Михайловым», – сказал киновед. И с ним нельзя не согласиться. Во всяком случае, зал картину принял.

Вторая лента этого вечера «Выбор» – полнометражный дебют молодого постановщика Игоря Федорова, окончившего Московскую школу кино в 2019 году. За его плечами – сценарии и короткие метры. Алексей Беззубиков назвал картину фантастическим триллером. И в самом деле – нам представляют экономический кризис в недалеком будущем. Сотрудника службы поддержки банка берут в заложники и требуют от него вывести деньги состоятельно клиента.
«Режиссер показывает зрителю любопытную метафору прозрачности и проницаемости современного мира, обусловленную развитием цифровых технологий. Герой оказывается в плену у злоумышленника, не вступая с ним в физический контакт – и банковский служащий, и таинственный преступник не покидают своих жилищ. Кому-то эта лента может напомнить Коллектора с Константином Хабенским – действие обоих фильмов происходит в одном замкнутом пространстве, в кадре весь фильм присутствует лишь один человек. Несмотря на ограниченность места действия, «Выбор» держит в напряжении от первой до последней минуты», – считает Алексей Беззубиков. 
Продюсер фильма, Ирина Никитина, представляя свою работу, отметила, что вся лента снималась в реальном времени от первого до последнего кадров – «если герою кто-то звонил по сценарию, то звонок действительно поступал на съемочную площадку и не записывался отдельно». Также она не согласилась с прилагательным «фантастический» – некоторые реалии картины теоретически могут воплотиться в жизнь уже в наши дни, – и мы почти что живем в той реальности, которую представил автор. Актер Илья Лукашенко добавил, что сыграл сразу две роли, при этом его лицо ни разу не появляется в кадре, и предложил зрителю угадать, где в картине звучит его голос.
Просмотр никого не оставил равнодушным, по окончании показа раздались аплодисменты, что по нынешним временам дорогого стоит.