Суровый край

На вечернем сеансе 11 декабря в 18.00 в Белом зале зрителям был представлена конкурсная программа документального и игрового кино.

Документальный фильм БАБИЙ КРАЙ представила режиссер Елена Жигаева. «Хотелось бы, чтобы этот фильм смотрели и смотрели, ну пока к документальному кино у нас небольшой интерес, – отметила режиссер. – Фильм снимался в городе Солигаличе на границе Костромской и Воронежской области. Это русская глубинка, город удивительный, величественный старинный. Город – акрополь. Потому что такого количества разрушенной храмовой архитектуры, величественной, я не видела нигде. В этом городе есть сапого-катальный цех, в котором женщины вручную валяют валенки. У каждой женщины своя удивительная история, своя судьба. Они буквально творят эти валенки из ничего, из какого-то облака шерсти. И также они творят жизнь. Потому что у каждой из этих женщин столько детей, по трое, по пятеро. Этот город до сих пор не газифицирован, но, несмотря ни на что, женщины эти удивительно витальны, удивительно радостны. Они не бегут к психологу, если у них что-то случается, какая-то беда, о чем они будут рассказывать в фильме, какие-то неприятности, расставания, поиски новой любви. Они шутят, смеются, ну, всплакнут, может быть. Это удивительные женщины, которые дадут фору любому мужику. Они такие сильные, такие жизнеспособные, и при этом удивительно артистичные. Им совершенно не нужно учиться ни в каком ВГИКе, вы увидите, насколько они артистичные, это некие такие русские Анны Мариане, от природы, от земли. Эти женщины и есть соль и опора нашей страны, это и есть сама Россия. Потому что мне кажется, что все, что будет разрушено у нас в стране, эти женщины восстановят, вынесут на своих плечах. Что, собственно, они и делают. И вот эта удивительная витальность, жизнерадостность, живучесть, оптимизм».

Полнометражный игровой фильм У САМОГО БЕЛОГО МОРЯ представил режиссер Александр Зачиняев, сказавший, что это его дебютная работа. Судя по реакции зала, дебют получился удачным. Герои картины – двое мужчин и подросток демонстрируют причины и последствия отсутствия диалога между людьми, и что еще важнее – между людьми родными. Санька с присущим подростковому возрасту радикализмом и чувством обиды на весь мир закрывается, когда рушится его семья. Андрей (его отчим) как человек долга не может оставить семью друга и одновременно не может игнорировать чувства к матери Саньки, но из-за советской закалки и неумения проговорить проблемы пускает все на самотек – мальчику действительно нужен отец, но не в качестве молчаливого пришельца с «благими» намерениями. Старик как сторонний наблюдатель, выводящий остальных мужчин на разговор, в своей жизни родных потерял из-за собственных зависимостей и трусости, поэтому не хочет такого же для других, но на самое важное – сказать дочери, что не успел, и попросить прощения – решается только в экстренной ситуации.
Эпизоды со стихией, которой тут уделено отдельное место, добавляют в эту неспешную драму накал – то плеском волн отражая мысли мужчин, то их мощными раскатами провоцируя сделать и сказать, что откладывали на потом. И это столкновение рационального с природным расставляет все на свои места.