К 95-летию Марлена Хуциева на «Сталкере» показали Неосуществленный проект Мастера и его учеников

На четвертый день фестиваля, в воскресенье, 13 декабря, в Белом зале Дома кино состоялся просмотр, которого его авторы ждали почти сорок лет. Это проект первой мастерской Марлена Мартыновича Хуциева «МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ХIХ ВЕКА».

Сюда вошли фильмы:

ОН – КАРБОНАРИЙ (СМЕРТЬ ВАЗИР-МУХТАРА)

Сочинение Ю. Тынянова

Автор сценария Олег Шухер

Режиссеры Олег Шухер, Анна Викторова

Оператор Ю. Шайгарданов (маст. В. Юсова)

Художники С. Зуев, В. Ермолаев (маст. Г. Мясникова)

В ролях: Н. Попков, Е. Ханаева, В. Наймушин, А. Бронников, П. Винник, В. Мащенко

 

СМЕРТЬ БАЗАРОВА (ОТЦЫ И ДЕТИ)

Сочинение И. Тургенева

Автор сценария, режиссер Армен Довлатян

В ролях: В. Курков, Л. Гриценко, М. Андросов, М. Бурденкова

 

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

Сочинение И. Тургенева

Автор сценария, режиссер Александр Крупнов

Оператор О. Мельник (маст. Т. Лобовой, А. Головни)

В ролях: А. Лазарев, А. Пороховщиков, Н. Тобилевич, В. Курков

 

МИТИНА ЛЮБОВЬ

Сочинение И. Бунина

Автор сценария, режиссер Василий Пичул

Оператор В. Петросян (маст. В. Юсова)

В ролях: Е. Дворжецкий, В. Талызина, Л. Кузнецова, В. Рыбакова, Е. Князев, В. Федоров

 

БУРСА (ОЧЕРКИ БУРСЫ)

Сочинение Н. Помяловского

Автор сценария, режиссер Михаил Ведышев

Операторы Д. Евстигнеев (маст. В. Юсова), Г. Аркос, А. Масс

В ролях: С. Максачев, Г. Горячев, М. Шашков, А. Краснов, А. Гуляев, О. Жданов и др.

 

МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ

Сочинение М. Горького

Авторы сценария, режиссер Роман Ершов, Фарид Давлетшин

Операторы Ю. Любшин, С. Мачильский (маст. В. Юсова)

Художник Д. Ермолаев

В ролях: Ф. Сухов, Ю. Назаров, Р. Филиппов, Н. Орлова, В. Гемс, Б. Ардов, Г. Реутов

 

Проект представил один из авторов вошедших в него фильмов, человек, собравший воедино все работы, режиссер Олег Шухер: «Я очень надеялся, что на этой сцене будут стоять со мной рядом другие создатели фильмов – режиссеры, операторы, актеры – но многих уже нет с нами, кто-то на съемках, кто-то заперт дома из-за карантина… Но я рад, что многие в зале, а также их дети и мои студенты, те, кому важно посмотреть на то, что у нас получилось.

Я очень рад, что мы собрались в Доме кино, в этом зале, с которым у меня, да и у вас много связано. Здесь проводили вечера мастерской Хуциева, здесь и сам Мастер неоднократно бывал в разных качествах, поэтому вы поймете мою некоторую взволнованность, тем более вечер этот в проекте был задуман 40 лет назад.

Марлен Мартынович Хуциев – выпускник легендарной мастерской набора 1945 года И.А. Савченко – свою первую мастерскую режиссуры во ВГИКе возглавил в 1978 году. Позже рядом с ним по его приглашению в ранге равноценного мастера появился Сергей Константинович Скворцов. Ну и, конечно, невозможно не вспомнить педагогов мастерской: Веру Ефимовну Дихтяр и Полину Ивановну Лобачевскую, которой можно пожелать здравия, она очень много сделала для нас, студентов.

У педагогов возникла идея такого сборника, где бы были объединены студенческие курсовые работы, на тему «Молодой человек ХIХ века». Это нас несколько озадачило – где мы и где 19 век, – но, тем не менее, задание было, и тут уже никто не спорил. Мы начали постепенно воплощать задание мастеров в жизнь. Причем, создавая, как это было традиционно во ВГИКе, творческие тандемы со студентами операторского, сценарного, художественного факультетов, с нашими актерами с параллельных курсов.

В павильоне учебной студии была сооружена комплексная декорация дворянского дома – с колоннами, в два этажа!

Все картины были выполнены, но собрать все воедино так и не получилось. И потом эти фильмы как-то рассеялись по жизни. Пришлось их собирать. Некоторые мы нашли на дачах, где-то в сараях, под кроватью, одну работу отыскали после кончины Вадима Гемса нашего сокурсника, разбирая его личные вещи. Мой фильм тоже нашли с трудом – оператор Юра Шайгарданов защищался им в Питере, и потом след его где-то терялся…

Конечно, работы были все в плохом состоянии, хранились непонятно где, это пленка, она вся выцвела. Мы попытались что-то с этим сделать, как-то выправить. Сразу хочу предупредить, что работы требуют более качественной реставрации, некоторые – покадровой.

Обаяние этих работ еще в том, что в них приметы времени – царапины там всякие, они все сохранились, мы ничего не замазывали, но в принципе, хорошо, конечно, все это поправить, сейчас привыкли, все-таки, к качественному изображению.

Мы постарались собрать некоторую композицию в единый такой фильм на два с небольшим часа. Надеюсь, этот формат не покажется долгим. Работы, на мой взгляд, интересные.

Дело не в том, что это ностальгия, хотя это тоже какие-то ностальгические чувства про юность, воспоминания. Это, конечно, тоже есть, но, здесь важен еще жест-поклон памяти Мастера – Марлена Мартыновича Хуциева.

Удивительным образом, видя эти работы, я вдруг обнаружил, что они вполне современны. Словно и не было этих сорока лет! Картины, на мой взгляд, не только современно звучащие, но даже иногда чересчур современно звучащие.

Там есть мотивы, которые вполне актуальны сегодня. Иногда даже возникает ощущение, что искры из этих старых картин, темы, мысли, эти поиски молодых людей, это неудовольствие – внутреннее желание нового.

Там есть достаточно много современных вопросов бытия, актуальных именно на «Сталкере». Я хочу поблагодарить Вадима Абдрашитова за то, что он дал добро на этот проект.

Мы несколько раз пытались устроить вечер памяти Хуциева, это было в марте, год как его не стало, но тогда из-за карантина все это свернулось. Потом пытались сделать нечто подобное в октябре, когда Мастеру исполнилось 95 лет. Тоже не сложилось, по тем же причинам. И сегодня этот вечер – в память нашего Мастера, замечательного человека, что сказать – нашего второго отца.

Мы хотели делать вечер в музее Пушкина и начать его так: играет музыка, рояль, на рояле стоит большая свеча и горит весь вечер памяти, я принес эту свечу, и я ее сейчас зажгу. Надеюсь, она нам не помешает. Пусть она горит в память о Марлене Мартыновиче во время показа. Пусть он незримо будет с нами. Спасибо».

Свеча горела в зале во время показа и потом еще долгое время – в фойе во время обсуждения работ…

 

Фото Ирины Кретовой