Кинофестиваль «Сталкер» собрал в Красноярске полные залы

С 14 по 18 апреля в Красноярске прошли показы программы фильмов Международного кинофестиваля о правах человека «Сталкер». Такие показы проходят уже не первый год, постоянно собирая полные залы. Организаторы киносмотра: Гильдия кинорежиссеров России при поддержке Фонда Президентских грантов и Красноярский Дом кино

Программа, которая в этом году включала в себя двадцать два фильма: четыре игровых полнометражных, восемь анимационных и десять документальных, была показана в Большом зале Дома кино и на Арт-чердаке.
Жители города могли не только посетить премьеры фильмов, но и задать вопросы создателям лент, подискутировать о картинах с киноведами. 

На открытии Фестиваля 14 апреля выступили продюсер кинофестиваля «Сталкер» Игорь Степанов и режиссер документального кино, призер кинофестиваля «Сталкер» Екатерина Головня. Они рассказали об особенностях программы кинопоказов этого года, а также о многолетних традициях проведения Фестиваля. Киновед Богдан Шимохин рассказал об особом акценте на показе регионального кино, который делается в этом году. 

По просьбе Игоря Степанова перед показом киноленты «Чистый лист» режиссера Полины Кандратьевой был продемонстрирован пилотный документальный фильм Екатерины Головня. В короткометражке нашли отражение будни фронтового оркестра, проводящего концерты для бойцов, находящихся в зоне проведения Специальной военной операции. 
В тот же день на показе на Арт-чердаке жители и гости города смотрели документальные фильмы «В чью семью заглянет солнце» режиссера Екатерины Головни и «Фельдшер» режиссера Сергея Мартьянова. После показа состоялась творческая встреча с Екатериной Головней. Красноярцы живо реагировали на фильм, задавали режиссеру вопросы о съемках, судьбе главных героев – детей с синдром Дауна. 
Екатерина рассказала о длительном процессе создания фильма – более восьми лет она общалась с родителями таких детей, отсняла материал о их жизни и быте. Много было сказано о судьбе главного героя – Умеда, чьи ежедневные победы в борьбе с болезнью были бы невозможны без помощи мамы. 

15 апреля на Арт-чердаке состоялось обсуждение двух документальных лент. О фильмах «Жизнь как она есть» режиссера Анастасии Штандке и «Здесь выживут только сарлыки» режиссера Светланы Стасенко зрителям рассказал киновед Богдан Шимохин
Обе ленты тематически объединены желанием рассказать истории обычных людей и имеют весьма интересное композиционное решение. «Жизнь как она есть» – состоит их трех новелл, повествующих о удивительном хитросплетении судеб. «Здесь выживут только сарлыки» – выдающийся видовой фильм, демонстрирующий традиционные верования жителей Тувы, их быт и хозяйство на фоне величественных гор. 
В тот же день в Большом зале Дома кинов в 19.00 состоялся показ фильма «Азбука Морзе» режиссера Оксаны Харламовой. После просмотра автор картины пообщалась со зрителями, ответив на их вопросы. Модератором встречи выступил киновед Богдан Шимохин. В фильме о прерывании беременности, помимо основной темы рассматриваются вопросы межличностного взаимодействия, христианской веры и атеизма, насилия над женщиной. Режиссеру удалось умело комбинировать три сюжетные линии, проводя героев через серьезные психоэмоциональные трансформации. Зрители были единодушны в своем мнении – фильм удался! Звучали вопросы о производстве и технической составляющей съемок, творческих планах Оксаны, а также об актерском составе, в который вошли Юрий Кара, Юлия Проскурякова, Евгения Замулина, Альберт Гахраманов и Сергей Шакуров. В завершение встречи зрители получили памятные открытки от создателей фильма.

15 апреля делегация Союза кинематографистов России в рамках кинофестиваля «Сталкер» посетила исправительную колонию № 22 города Красноярска. 
Режиссер Екатерина Головня и киновед Богдан Шимохин пообщались с осужденными и представили им фильм «Изменницы» (1990 г., реж. Екатерина Головня). Во вступительном слове к показу режиссер рассказала о трагической истории своей репрессированной бабушки, чья судьба и подвигла осветить данную тему в фильме.
Истории бывших заключенных Акмолинского лагеря жен изменников Родины перемежаются с хроникой 30-х годов, создавая смысловой параллелизм повествования. Монтажные оппозиции в ленте выполнены на уровне творчества Эсфири Шуб и подчеркивают иронию судьбы заключенных и их надзирателей. 
Перед показом звучали вопросы от осужденных, они интересовались творческой биографией Екатерины, ее отношением к героям своих лент, благодарили за возможность познакомиться с фильмом. 
Для гостей была проведена экскурсия по колонии, швейным цехам и жилым корпусам. Кинематографисты отметили образцовый уровень содержания осужденных, ориентированность руководства учреждения на ресоциализацию подопечных, соблюдение их прав и свобод. Именно уважительное отношение к правам человека является важнейшей составляющей деятельности МКФ «Сталкер». 

16 апреля в Доме кино на площадке Арт-чердака были показаны документальные фильмы «Среди своих» (реж. Владимир Самородов, Марина Труш) и «Театр на линии фронта» (реж. Марина Миронова). Оба фильма красноярцы смотрели с интересом, а после просмотра устроили живое обсуждение. Фильм «Среди своих», рассказывающий о судьбе беженца из Таджикистана и его возвращении в родные места спустя многие годы, зрители приняли тепло. Многих заинтересовал режиссерский прием комбинирования хроникальных кадров Таджикской ССР и современные виды страны. 
Фильм «Театр на линии фронта» был интересен горожанам не только потому, что поднимает тему Специальной военной операции, но также и тем, что режиссер взялась за рассказ о судьбе Донецкого оперного театра, который в некотором смысле является побратимом красноярского театра оперы и балета.

16 апреля в красноярском Доме кино состоялся показ фильма «Последняя цена». Картина была показана в рамках благотворительной акции по демонстрации фильмов-призеров Международного кинофестиваля о правах человека «Сталкер». После просмотра зрители смогли пообщаться с режиссером фильма Науром Гармелия, который рассказал об этапах работы над фильмом. Произведенная киностудий «Ленфильм», для Наура это дебютная полнометражная картина. Она была отмечена призами ряда отечественных кинофестивалей – «Дух огня», «Киношок» и др. 
Стоит сказать, что в ходе обсуждения со зрителями, которое модерировал киновед Богдан Шимохин, звучали весьма полярные точки зрения. Кто-то обвинял создателей фильма в «чернушности» и «демонстрации образа русских, как дураков», а кто-то благодарил режиссера и съемочную группу за качественный подбор актеров и локаций. Так или иначе, фильм не оставил зрителя равнодушным. 

17 апреля в большом зале красноярского Дома кино прошел показ программы анимационных фильмов и встреча с режиссером Александром Бруньковским
Первым в программе стал анимационный фильм «Расцветшая зима» режиссера Александра Бруньковского по одноименному сценарию Тонино Гуэрра. Выбор именно этой литературной основы для Александра был не случаен, долгие годы он дружил и работал с Тонино. Фильм «Расцветшая зима» завораживает своим визуальным решением и сложностью технической организации производства. Технология, отдаленно напоминающая ротоскопирование, позволила в полноте передать весь спектр чувств и эмоций, возникающий между двумя влюбленными людьми в уютном итальянском городке. Мелодика звучащей итальянской речи в синхронном переводе, мягкая акварель рисовки, сокрытые в фильме оммажи и подтексты не оставили равнодушными красноярцев. После просмотра они с интересом общались с режиссером, который среди прочего провел презентацию своей книги «Подсказки», которую передал на вечное хранение и для доступа к ней горожан представителю Фонда Михаила Прохорова, Валентине Тепляковой. 

18 апреля в большом зале красноярского Дома кино состоялась городская премьера фильма «Лгунья», режиссера Юлии Трофимовой. Наивная и весьма поучительная история о «скромной лжи» завершила неделю показов в рамках благотворительной акции по демонстрации фильмов-призеров Международного кинофестиваля о правах человека «Сталкер» в Красноярске. Фильм, своей стилистикой напоминающий работы Уэса Андерсона очень понравился красноярцам и гостям города. Многие отметили его ориентированность на подростковую аудиторию и доступность в разговоре на достаточно сложную тему.
Все просмотры и творческие встречи прошли при полных залах, зрители с энтузиазмом принимали фильмы и их создателей.