Программа игрового короткого метра на «Сталкере» была тепло встречена зрителями

11 и 12 декабря в Белом зале можно было посмотреть программу короткометражных игровых фильмов. Их всего 16 – по восемь на каждый из двух дней. Картины очень разные – по содержанию, форме подаче материала, темам. Они сделаны как дебютантами, так и мастерами российского кино, есть интересные работы актеров, ставших режиссерами.
По словам отборщика программы члена жюри киноведа Александра Колбовского, «короткий метр вообще такой формат уникальный, потому что это короткое высказывание на очень конкретную тему, и это очень гармонично подходит к «Сталкеру». У авторов нет времени отвлекаться на что-то постороннее. Высказывание становится прямым, иногда даже плакатным. Хронометраж не позволяет отклоняться ни влево, ни вправо. И получается, что у большинства фильмов короткометражной программы есть точно сформулированный посыл, связанный с правами человека. Как правило, каждый из фильмов анализирует и иллюстрирует какую-то из статей «Всеобщей декларации прав человека». Это часто фильмы о боли, о детском одиночестве, вообще об одиночестве. И они лаконичные, простые, и в этом, по-моему, их прелесть, их обаяние… Плюс к тому, это фильмы, позволяющие молодым кинематографистам сделать первые шаги в профессии, и вслед за коротким метром сделать какое-то большое кино».
О праве ребенка на счастливое детство, на понимание – «Невесомость» Ивана Соснина, «Дочь» Оксаны Нечаевой и «Мой брат Артем» Романа Трофимова. По словам Лианы Антоновой, продюсера фильма «Невесомость», «проблемы, которые подняты в фильме, проблемы ребенка, которые взрослый может решить с помощью психолога, ребенок не может решить никак, и он находит свой выход». 
«Объектив» Вероники Романовой – о диалоге власти с народом и о том, что иногда подобное взаимодействие может навсегда изменить жизнь полтика. Как сказала на показе режиссер картины, «у нас на самом деле тема очень дискуссионная, очень полемичная, и как раз говорит о том, что нет черного и белого. Важнее всего было заложить еще и смысл, который сейчас только начал звучать, спустя два года после того, как мы снимали фильм. Марк Цукерберг, например, анонсировал свою метавселенную, и у нас есть отсылки. Для нас это тоже был важный момент».
Предрассудки – основная тема ироничной и абсурдной истории Дианы Беловой «На месте», в которой каждый персонаж имеет свои стереотипы в вопросах культуры, иммигрантов, гендера, неформалов. «Эта история случилась со мной на самом деле, но абсурдность происходящего вдохновила меня создать фильм в этом жанре. И посыл такой, что каждый человек, даже если он не местный, где бы он не находился – он на своем месте. Я надеюсь, мой фильм к этому всех призывает, – сказала режиссер перед показом. – Нужно менять отношение к людям других национальностей, они прекрасны, среди них есть таланты».
Фильм «Объект-12» Валерии Болдыревой посвящен одной из самых трагических и страшных страниц в нашей истории – сталинским репрессиям, страху, в котором жила страна. Тема права на человеческое достоинство изящно и остроумно раскрыта в «Харрасменте» Анны Ракс. Острая, пронзительная «Плохая дочь» Светланы Сигалаевой – о тех, кого называют «белыми воронами», а шире – о свободе выбора, свободе личной жизни.
О Великой Отечественной и борьбе человека с собственной совестью – фильм Кирилла Зайцева (режиссерский дебют известного актера) «Сашка. Дневник солдата». Тема волонтерства поднимается в искреннем, добром фильме Марии Рашовой «Ветеринарка». Пронзительная картина Анны Озер и Павла Емелина «Ку-ку» о мальчике-аутисте и непростых отношениях в его семье. По словам режиссеров картины, они хотели сделать сериал на эту тему, «но, видимо, в России рановато пока для сериалов про аутистов, поэтому получился короткий метр, в сериал это пока не вылилось. Но, я думаю, выльется обязательно. Наши герои немножко слабые, и немножко в этом плане смешные люди, слово немножко тут главное».
О том, что все проблемы и сегодняшние страхи из детства и о прблемах женщин-мусульманок – фильм «Прекратите это!» Эллины Курбатовой. История одного дня из жизни девушки-подростка, которая живет в семье алкоголиков и решает пойти против правил – «Алиса» – авторская работа Александра Колоскова: он и автор сценария, и режиссер картины, и даже композитор. «Степь моя» Сергея Яковенко – о том, что люди стали бездушными и невнимательными к другим, попавшего под машину мальчика никто не торопится спасать… Новогодняя трагикомедия «Оливье» Натальи Лукеичевой рассказывает о том, как, наготовив кучу еды и таз салата оливье, Люся остается на Новый год совершенно одна. Не в силах это пережить, Люся заказывает Деда Мороза, но кем он окажется? «Ангел» Александра Петрова – вторая в коротком метре работа актера-режиссера. Картина посвящена неизвестному актеру по имени Леха. Однажды он случайно встречает на крыше девушку, и его жизнь меняется навсегда. Несомненный плюс этого фильма – он снят о том, что автор хорошо знает – о буднях актерской профессии. Второй плюс – это ирония и умение посмеяться над собой. Петров играет в ленте никому не известного артиста, который вынужден подрабатывать аниматором и отчаянно возмущен несправедливостью: почему таким, как реальные Иван Янковский и Данила Козловский, достается все, а другим – ничего. К герою Петрова в итоге приходит слава, но совсем не та, о которой он мечтал... Еще один плюс – Петров пробует себя в разных качествах. Он и актер, и поэт, и театральный деятель – пьеса, в которой он играет главную роль, поставлена по его же стихотворениям.
И зрители короткого метра не остались равнодушными, авторов работ расспрашивали и после просмотра. В завершение хочется вновь процитировать Колбовского, который способствовал тому, что все эти картины были показаны на большом экране. «Мир короткого метра – пестрый, разножанровый, неполиткорректный и «непричесанный» – привлекает тем, что именно здесь можно найти, разглядеть новые идеи и имена. Тем интереснее смотреть эти маленькие фильмы, в которых герои переживают, страдают и сражаются за свои права ничуть не менее яростно, чем в жизни».