Страх и духота женской жизни – на открытии «Сталкера» показали «Разжимая кулаки»

Фильмом открытия XXVII Международного фестиваля «Сталкер» стала картина Киры Коваленко «Разжимая кулаки», выдвинутая на премию «Оскар» от России. Лента уже завоевала призы на фестивалях в России и за рубежом, о ней много и неоднозначно пишет пресса, да и отзывы зрителей диаметрально противоположны, но тем интереснее было пришедшим на открытие кинофестиваля посмотреть эту работу.
Картину представила киновед Светлана Хохрякова: «Фильм снят в Северной Осетии, и там, в основном, заняты актеры и съемочная группа, которые живут во Владикавказе, и поэтому некому было сегодня прийти и представить эту картину. Фильм выдвинут Россией от нашего оскаровского комитета на соискание премии «Оскар». Еще неизвестно, конечно, попадет ли эта он в номинацию, но, тем не менее, это уже очень здорово и почетно. На Каннском фестивале в программе «Особый взгляд» этим летом лента получила Гран-при конкурса «Особый взгляд». Завтра состоится вручение призов Европейской киноакадемии, где монтажер фильма Мухарам Кабулова получит награду за монтаж «Разжимая кулаки». 
Кира Коваленко – ученица Александра Сокурова, это вторая ее картина. Если первую, «Софичку», она снимала на абхазском языке по просьбе Искандера, то эта снята на осетинском языке. Здесь есть и профессиональные актеры, и очень много – непрофессиональных. Например, старшего брата героини играет боксер. Это было очень сложно, но Кира, притом что она хрупкая девушка, очень хорошая, умная, талантливая, обладает таким вот мужским характером, мужской хваткой. И поэтому у нее картина такая мощная получилась, жесткая, какой, в общем-то, она и должна быть в данном случае».
К картине режиссер относится бережно – на экран перенесена часть ее личного жизненного опыта. Героиня фильма Ада – единственная женщина среди мужчин: отец и брат, парень, влюбленный в нее, и тот, в которого влюблена она, взяли девушку в плотное кольцо. Встречи с подругой и ее детьми, будни в магазине, застолье в честь папы – череда неприметных событий, где каждое из легковесной рутины превращается в еще один кирпичик непосильного гнета, который Ада вынуждена нести на своих хрупких плечах. 
«Порой тяжесть из характеристики семейных обстоятельств превращается в нечто осязаемое и буквальное – духоту традиционного патриархального уклада Коваленко рисует плотными мазками киноязыка: шкаф в прихожей качнулся, и после падения, словно кариатида, Ада подпирает полку своей головой, – пишет в рецензии на картину Настасья Горбачевская. – Вырваться не получится, она стиснута железной хваткой отца — снова в двух измерениях: и пальцами вокруг пояса и социальной ответственностью — Ада не знает, где ее паспорт. Бежать некуда и, главное, не к кому. Самые болезненные штрихи контуров ситуации проступают в отличиях от всех фем-направленных голливудских фильмов, где женщины раз за разом встают с колен и уверенной поступью движутся в счастливое будущее, полностью зависящее от них. Социального лифта у Ады с Северного Кавказа будто бы просто и нет – бесконечная череда зависимостей, где из одних прочно сомкнутых рук на запястьях можно лишь оказаться в других и уповать, что следующая хватка будет чуть менее болезненной. Хотя разница между ними едва различима – призрачная возможность оборачивается еще одним капканом, где сквозь зубцы мерещится луч надежды».
Фильм сложный, неоднозначный, но – с надеждой и верой во что-то светлое. Он затрагивает сердце зрителя и не отпускает до самого конца, заставляя задуматься и сопереживать героям, вызывая отклик – аплодисменты на финальных титрах.