Жизнь и страдания маленьких людей на большом экране

«Герда», «Разжимая кулаки», «В лысого не стрелять!» – программа кинофестиваля «Сталкер» заставила зрителей задуматься о жизни

Прошедший в минувшем декабре XXVII кинофестиваль «Сталкер» собрал очень интересную и неординарную программу – в полном и коротком метре, документальном и анимационном кино было что посмотреть, чем восхититься и даже что отвергнуть.

Призовые картины «Герда» Натальи Кудряшовой и «Разжимая кулаки» Киры Коваленко в представлении не нуждаются – обе ленты успели получить награды известных фестивалей и наделать шум в прессе. «Герда» – некая метафорическая сказка о студентке, которая подрабатывает стриптизершей, и ее необычных снах. И там, и там она наблюдает за безнадежным миром – и сама не знает, какой путь выбрать. Надмирность героини, ее отстраненность и неуверенность словно и самого режиссера делают неуверенной, сподвигнув не ставить точку, а сделать открытый финал. В ленте есть сюрреалистические планы и пейзажи, перекликающиеся в некоторые моменты с ранним Тарковским и «Земляничной поляной» Бергмана. Наталья Кудряшова считает, что «Герда» – «общечеловеческая история, которая понятна всем. Структура сценария циклична – Лера ходит по жизненным кругам, но сама при этом меняется: в начале истории она как спящая красавица, но в конце ее глаза все больше открываются. При этом в фильме много говорится про душу и ее особенности, например, включена выдержка из трактата Платона «О душе». И только потом я наткнулась на миф о Психее – богине с крыльями бабочки, которая лучше всех понимала человеческие страдания. И пазл сложился»
«Кира Коваленко – ученица Александра Сокурова, это вторая ее картина. Если первую, «Софичку», она снимала на абхазском языке по просьбе Искандера, то эта снята на осетинском языке. – отметила киновед Светлана Хохрякова, представляя фильм  «Разжимая кулаки». – Здесь есть и профессиональные актеры, и очень много – непрофессиональных. Например, старшего брата героини играет боксер. Это было очень сложно, но Кира, притом что она – хрупкая девушка, очень хорошая, умная, талантливая, обладает таким вот мужским характером, мужской хваткой. И поэтому у нее картина такая мощная получилась, жесткая, какой, в общем-то, она и должна быть в данном случае». Картина сложная, неоднозначная, но – с надеждой и верой во что-то светлое. Она затрагивает сердце зрителя и не отпускает до самого конца, заставляя задуматься и сопереживать героям, вызывая отклик – аплодисменты на финальных титрах.
Фильм Алексея Козлова «Совесть», черно-белый, снятый в стилистике середины прошлого века, основан на реальной истории, и, видимо, таким изобразительный решением режиссер хотел показать зрителю эту реальность. На мой взгляд, получилось не очень – никого не жалко, и никому нет особой веры. Титр в конце про совесть как основу всех поступков русского интеллигента выглядит так, словно авторы, отчаявшись показать, решили хоть словами объяснить свой замысел. Еще одна работа – «Недетский дом» Михаила Расходникова с Александром Папиным и Иваном Охлобыстиным в главных ролях – социальная драма о «государственных детях» (так когда-то называли воспитанников приютов и детдомов), авторитете взрослого человека и подростковом нигилизме. В детский дом одновременно приходят новый директор Андрей Маст и новая воспитанница Инна. Инна достаточно быстро становится «своей» в компании самых дерзких детдомовцев, которые недовольны условиями своего содержания. Они во главе с местным лидером Литвой готовят бунт, чтобы доказать воспитателям и новому директору детского дома, что именно они здесь настоящие хозяева – такова фабула фильма. «Мой персонаж – последняя капля, его появление привело к бунту», – сказал Охлобыстин в одном из интервью. Режиссер Михаил Расходников ранее снял картины «Временные трудности» и «Дорогой папа» и вновь решил вернуться к социальной тематике. «Было четкое понимание, что опыт детдома сыграть очень сложно. Благодаря сотрудничеству с фондами, помогающими приемным семьям, большинство ролей исполнили дети, сами прошедшие детские дома. На съемочной площадке они подтверждали реальность описываемых событий и нередко подсказывали по ходу съемочного процесса, — сказал режиссер Михаил Расходников. – Для меня было очень важно создать это кино. По статистике всего лишь 10% воспитанников, вышедших из детских домов, выживают в современном мире. 40% становятся алкоголиками и наркоманами, 40% попадают в тюрьму, 10% заканчивают жизнь суицидом. И как бы сухо ни звучали эти цифры, за ними стоят жизни реальных людей – жизни детей».
На «Сталкере» состоялась и московская премьера новой ленты Веры Сторожевой «Мария. Спасти Москву». Фильм базируется на известной легенде, что столицу от фашистов спасла чудотворная икона Богородицы и старица Матрона Московская, с которой беседовал Сталин. Скептики говорят, что это выдумка, но – в каждой сказке есть доля истины, как известно, и тот факт, что, дойдя до какого-то места, вражеские войска вдруг остановились, словно их не пустила некая сила, известен… О фильме много спорят, еще больше пишут и негодуют, но это намного лучше, чем, если бы выход картины обошли молчанием. Каждый вправе составить свое мнение как о фильме, так и о притче, на которой он базируется, но смотреть, безусловно, стоит.
Интересной и насыщенной была программа короткого метра. По словам киноведа Александра Колбовского, отборщика короткометражек, – «мир короткого метра – пестрый, разножанровый, неполиткорректный и «непричесанный» – привлекает тем, что именно здесь можно найти, разглядеть новые идеи и имена. Тем интереснее смотреть эти маленькие фильмы, в которых герои переживают, страдают и сражаются за свои права ничуть не менее яростно, чем в жизни». Было показано шестнадцать фильмов, большинство из которых – как считает Колбовский – анализирует и иллюстрирует какую-то из статей «Всеобщей декларации прав человека». Хочется выделить ироничную и абсурдную историю Дианы Беловой «На месте», в которой каждый персонаж имеет свои стереотипы в вопросах культуры, иммигрантов, гендера, неформалов. «Нужно менять отношение к людям других национальностей, они прекрасны, среди них есть таланты», – сказала режиссер перед показом. Отмечена жюри и острая, пронзительная «Плохая дочь» Светланы Сигалаевой – о тех, кого называют «белыми воронами», а шире – о свободе выбора, свободе личной жизни. Пронзительная картина Анны Озер и Павла Емелина «Ку-ку» – о мальчике-аутисте и непростых отношениях в его семье. По словам режиссеров картины, они хотели сделать сериал на эту тему, «но, видимо, в России рановато пока для сериалов про аутистов, поэтому получился короткий метр, в сериал это пока не вылилось». «Ангел» Александра Петрова – вторая в коротком метре работа актера-режиссера. Здесь Петров пробует себя в разных качествах. Он и актер, и поэт, и театральный деятель – пьеса, в которой он играет главную роль, поставлена по его же стихотворениям.
Традиционно больше всего было документальных работ – двадцать две картины очень разноплановые по темам, манере подачи материала, авторам. Приз за лучший документальный фильм получила лента Новой газеты «В лысого не стрелять!» про майора Вячеслава Измайлова, спасавшего наших пленных в Чечне. А ровно в тот момент, когда в Осло вручалась Нобелевская премия главному редактору Новой Алексею Муратову, упомянувшему в своей речи подвиг майора Измайлова, сам он приз Герой года кинофестиваля «Сталкер». Да, такая награда вручается на открытии «Сталкера» 10 декабря, в день принятия ООН «Всеобщей Декларации прав человека». Ее удостаиваются герои документальных фильмов и общественные деятели, жизнь которых посвящена защите прав человека. За спасенных людей майор Измайлов не получил ни наград, ни благодарностей, приз кинофестиваля «Сталкер» – первая награда в его жизни.
Программа анимации, участвующая в фестивале второй год, еще раз показывает, что мультифильмы часто – совсем не детское кино.
XХVII Международный фестиваль «Сталкер», главная цель которого – поощрение кинематографистов, создающих фильмы о правах человека, проходил в Москве с 10 по 15 декабря. За шесть дней кинофестиваля в Центральном Доме кинематографистов было показано шестьдесят кинолент. Кинофестиваль, традиционно закрывающий киногод, проводится Гильдией кинорежиссеров России при поддержке Фонда Президентских грантов, Министерства культуры Российской Федерации, Совместной программы Российской Федерации и Управления Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ ООН), Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Филиала Фонда Розы Люксембург в Российской Федерации. Генеральный партнер киносмотра – Фонд Михаила Прохорова. Президент «Сталкера» – кинорежиссер, Народный артист России Вадим Абдрашитов.

Елена Ульянова, фото Игорь Шагов